Рекламный баннер 970x250px 970na250

Марганцевый завод: могила или золотая жила?

2016-01-29

В этой таежной местности Боградский и Ширинский районы связаны линией Абакан–Ачинск Красноярской железной дороги, по которой раз в сутки проходят пассажирские поезда Абакан–Москва и Москва–Абакан (пассажирский ж\д маршрут Абакан–Ачинск–Красноярск, как известно, уже несколько лет не действует), а также товарняки. Есть и автомобильная дорога, грунтовая, но ее состояние на сегодня таково, что ездить по ней на колесной технике без риска где-нибудь застрять можно лишь зимой и жарким летом – осенняя и весенняя распутицы здесь держатся очень продолжительное время.
С 1945 года Туим имел статус поселка городского типа, которого в 2008 году был лишен в связи с развалом градообразующего промышленного предприятия, местного завода цветных металлов, и, как следствие этого, непрерывным сокращением численности населения (за последнюю четверть века – более чем на 2 тысячи человек).
Но вот совсем недавно Туим получил надежду обрести второе рождение – до недавних пор практически никому неизвестная в республике московская компания ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» облюбовала неподалеку от села площадку под строительство завода по выпуску электролитического металлического марганца для изготовления спецсталей на базе руд Усинского месторождения (Кемеровская область). Кредитором строительства выступает госкорпорация «Внешэкономбанк», которая привлекает основную сумму средств на эти цели у китайского государственного банка «Эксимбанк». Обязательным условием, заявленным «Внешэкономбанком» для открытия кредитной линии, является проведение ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» отечественной и международной независимых экологических экспертиз проекта. В настоящее время первая из них завершена, ее результаты представлены в правительство Хакасии.
Как и около шести лет назад, когда в регионе шла эпопея с ныне канувшим в лету проектом возведения вблизи Абакана кремневого завода, неравнодушная к экологии общественность вновь заволновалась. В некоторых региональных СМИ уже появились протестные публикации. Хотя самим туимцам до протестных лозунгов по большому счету нет никакого дела. Что и неудивительно, ведь когда у человека пуст желудок, на первом плане стоит проблема его наполнения, а уже потом экология. Этот постулат в очередной раз подтвердился в Туиме 21 января, когда жители села собрались в местном ДК на общественные обсуждения заключения независимой экологической экспертизы по проекту разработки месторождения марганцевой руды и строительства завода. Результат: 200 человек – «за» завод, двое – «против» и трое воздержались. Единственное о чем просят туимцы – это максимально по возможности отдалить будущее предприятие первой группы опасности от поселка. Прибывшие на прошлой неделе в республику представители ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» пообещали учесть эти пожелания, хотя на сегодняшний день проектирование завода еще не начато, изыскательных работ на будущей стройплощадке не проведено, нет ни ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду), ни результатов государственной экологической экспертизы.
На следующий же день после вышеуказанного мероприятия, 22 января, в Абакане в Общественной палате Хакасии прошло заседание (общественные слушания) специально созданной для курирования данного вопроса рабочей группы с участием представителей ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» - гендиректора Виктора Хроленко, директора по строительству завода Александра Сысолятина, а также первых лиц АО «ГК ШАНЭКО» (г. Москва) - исполнителя вышеназванной независимой экологической экспертизы – гендиректора Дмитрия Шанаурина и главного инженера Алексея Петрова.
Как стало ясно на заседании, планы ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» по возведению близ Туима марганцевого завода в целом могут рассчитывать на поддержку правительства республики. По словам министра промышленности и природных ресурсов Хакасии Натальи Дьяченко, будущее предприятие даст региону более 1 тысячи новых рабочих мест со средней зарплатой около 40 тысяч рублей в месяц.
- Хотелось бы отметить, что данный проект стоит на особом внимании министерства промышленности и торговли РФ, направлен на реализацию федеральной стратегии развития черной металлургии страны на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года. Металлический марганец востребован многими отраслями отечественной экономики. Кстати, проект входит в план мероприятий по импортозамещению отрасли черной металлургии, утвержденный приказом Минпрома России, - сказала она. – Для развития экономики Хакасии это существенные налоговые поступления в региональный бюджет. Дополнительно скажу, что в октябре прошлого года наша правительственная делегация посетила подобный действующий завод в китайской провинции Инчуань, неподалеку от города Чжуеннин, и наши экологи установили, что воздействие предприятия на состояние окружающей среды незначительно.
Как заявил на заседании Александр Сысолятин, таких производств на сегодняшний день на территории России нет, идея о его создании обсуждается на федеральном уровне власти с начала нулевых годов, поскольку во времена существования СССР нужды отечественной экономики в электролитическом металлическом марганце обеспечивали Украина и Грузия. Сегодня активы по производству марганца в этих странах контролируются небезызвестными украинскими олигархами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, которые выжимают с этого баснословные прибыли. Но в то же время 98% мировых объемов выпуска электролитического металлического марганца сейчас приходится на Китай. Производственная мощность вышеназванного завода в провинции Инчуань на сегодня ежегодно составляет 500 тысяч тонн переработанной руды, с завершением через два года строительства третьей очереди завода она будет составлять 800 тысяч тонн. В производственный комплекс входит также цементный завод, перерабатывающий отходы марганцевого производства (выщелачивание отработанной руды), с объемом выпуска в размере 1,5 млн. тонн в год.
Запасы руд Усинского месторождения в Кемеровской области составляют 127,7 млн. тонн, так что работы планируемому в Туиме заводу хватит на 100-200 лет. Плюсы выбора стройплощадки в Туиме: оставшаяся от завода цветмета электроподстанция, пригодная для дальнейшей эксплуатации, близкое расположение от железнодорожной линии, а также наличие базы квалифицированных кадров (которые еще не успели уехать из Туима). Реализация проекта также даст новый толчок развитию автодорожной сети Хакасии, и, в частности, строительству прямой автотрассы в Кемеровскую область. Что же касается обеспечения предприятия кадрами, то, по заверению Александра Сысолятина, в этом плане ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» намерена ориентироваться не на вахтовый метод, а на привлечение рабочей силы из близлежащих сел Ширинского и Боградского районов. И, таким образом, в не таком уж далеком будущем вполне возможен запуск какой-либо служебной электрички Сонское-Туим, либо строительство здесь асфальтированной автодороги для перевозки работников автобусом.
Однако помимо контраргументов экологического характера (близость к рекреационным зонам, проблема утилизации производственных отходов, если в один прекрасный момент завод вдруг закроется, его владельцы исчезнут, и Хакасия останется с отходами один на один) у членов рабочей группы Общественной палаты РХ имеются сомнения и в чисто прагматическом отношении. Как рассказала на заседании председатель региональной общественной организации «Экологическая безопасность Хакасии» Вера Кардаш, Усинское месторождение марганцевой руды было открыто еще в 40-ых годах прошлого века, до момента распада СССР временами было предпринято целых четыре попытки начать разработку месторождения, но все они закончились ничем. Причина – слишком дорого (малорентабельно) и «грязно» для экологии. Второй момент: технология получения металлического марганца электролизным путем была впервые разработана в США еще в первой половине XX столетия, и хотя с тех пор постоянно модернизируется китайскими специалистами, факт остается фактом – какого-либо великого прорыва в стезе производства этого металла до сих пор нет.
На что Александр Сысолятин не замедлил с ответом. Да, озвученные четыре попытки окончились безрезультатно, потому что в те времена было гораздо рентабельней разрабатывать месторождения на Украине и в Грузии, теперь же условия изменились. Да, технология в своей основе не новая, но разве двигатель внутреннего сгорания – изобретение такое уж молодое? Между тем, мы пока еще не придумали, как полностью отказаться от него.
В общем, без небольшой дискуссии на заседании не обошлось, хотя в то же время ни один из специалистов-экологов – членов рабочей группы – не сказал будущему марганцевому заводу категоричное «Нет!». В результате было принято решение: максимальная открытость для общественности и граждан всех ступеней проектирования, экспертиз и строительства завода. Если, конечно, до этого еще дойдет дело. Как уже известно, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев решил лечь костьми в плане воспрепятствования разработке Усинского месторождения и требует отобрать у ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» соответствующую лицензию.
От себя добавим, что скептицизма по поводу реальности воплощения проекта в жизнь не лишен в Хакасии и рядовой обыватель. Слишком уж радужная картина вырисовывается для нашей сегодняшней действительности! В частности, с той же зарплатой в размере 40 тысяч рублей в месяц. Здесь за примером далеко ходить не надо: в соседнем Сорске, в отличие от Туима, добыча руд цветмета и его производство осуществляется по сей день. Работа для жителей города есть, как и свободные рабочие места на руднике и комбинате. Но многие сорчане все равно предпочитают работу вахтовым методом вдалеке от дома, по той причине, что средняя зарплата на Сорском ГОКе сегодня колеблется в пределах 18 тысяч рублей в месяц, тогда как цены на продукты питания в магазинах города несколько выше абаканских. Холостым и бездетным на такие деньги еще можно жить, а вот содержащим семью – уже труднее. И это при всем при том, что владельцем Сорского ГОКа сейчас является известная и авторитетная в деловых кругах УК «Союзметаллресурс», контролируемая группой компаний En+Group Олега Дерипаски. В то же время реальная производственная деятельность зарегистрированной в 2002 году в г. Междуреченск Кемеровской области компании «ЧЕК-СУ.ВК» пока ограничилась лишь строительством автодороги к Усинскому месторождению длиной 40 км и началом строительных работ на самом руднике. Конечно, если новый завод в Туиме все-таки появится, можно будет смело сказать, что капитализм в нашей стране, наконец-то, победил – ведь до сих пор с момента распада СССР на всем постсоветском пространстве с нуля на голой земле не было построено, пожалуй, ни одного серьезно значимого для экономики промышленного предприятия.
Вот только остается под вопросом: если при самом благоприятном для ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» исходе строительство марганцевого завода в Туиме будет завершено, как планируется, в 2019 году, найдется ли к тому времени кого поставить на рабочие места? Численность населения Ширинского района непрерывно сокращается на протяжении последних пяти лет (небольшой рост отмечен в 2010 году, до этого также в течение пяти лет - непрерывное снижение). Теперь обратимся к нашим пенатам. По информации, предоставленной нам главой Сонского сельсовета Николаем Абросимовым, количество жителей села Сонское сегодня составляет 730 человек, из них работоспособное население (в возрасте от 16 до 60 лет для мужчин и до 55 лет для женщин) – 446 человек. Около 100 человек работает на железной дороге и около 180 – в других организациях либо вахтовым методом. Таким образом, нетрудоустроенными остаются 162 человека, однако без определенных занятий из них наберется только сотня, остальные либо заканчивают среднюю школу, либо временно выехали из села (обучаются в средне-специальных учебных заведениях, проходят срочную службу в ВС РФ).
При данном раскладе о служебной электричке Сонское-Туим можно и не мечтать. Даже если выдвинуть самый оптимистичный прогноз, что в ближайшие три года из этих ста незанятых общественно-полезным трудом граждан никто из Сонского не уедет и все как один согласятся работать на марганцевом заводе, электричку ради них ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» гонять точно не станет (пусть и все они попадут в одну смену). А вот доставка на работу и с работы автобусом по вновь построенной автодороге – вариант более реалистичный. Вот только бы дожить до тех времен.
Евгений ИВАШКИН

2073

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ
РУБРИКИ
АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ